Эксплуатация автомобиля в зимних условиях
1. Зимние шины
Запомните правило, которое никогда не должно подвергаться сомнению: "Зимой - зимние шины!". Зимние модели шин отличаются от летних и всесезонных не только рисунком протектора, более приспособленным для езды по снежным дорогам, но и составом резины, которая не теряет своей эластичности при сильных морозах. Обязательна также установка на обе оси, а не только на ведущую, при этом, желательно, чтобы шины на разных осях были одинаковыми.
Один неразбитый бампер представительского авто, сможет обеспечить ваш автомобиль зимними шинами на много десятилетий вперед. Для регионов с мягким климатом (напр. Крым), хорошей альтернативой могут быть всесезонные шины с расширенным эксплуатационным диапазоном. Широко известным представителем этого класса является модель Nokian WR.
При эксплуатации автомобиля на расчищенных городских дорогах преимущество за фрикционными (нешипованными) моделями. При частых поездках по укатанному снегу и льду - только ошипованные. При этом следует помнить, что на мокром или сухом асфальте тормозной путь автомобиля, обутого в ошипованные шины, увеличивается. Так что тормозить "в пол" не рекомендуется. Вопрос комфорта не рассматриваем, так как это не влияет на безопасность движения.
Не забывайте, что для преодоления больших снежных заносов существенно могут помочь цепи противоскольжения, одеваемые на колеса без их снятия.
2. Давление в шинах
При повышенном или пониженном давлении протектор не в состоянии выполнять свои функции так, как это было задумано производителем. Поэтому следите за давлением особенно в моменты больших перепадов температур. Также стоит отметить, что на морозе ваш любительский манометр может давать некорректную информацию.
3. Моторное масло
Используйте всесезонное моторное масло с индексом не ниже 15W. Такое масло сохраняет нормальную вязкость при температурах до -15 °C. Масло с индексом 10W — до -20 °C, а при 30-ти градусных морозах нужно использовать масла с индексами 5W или 0W.
4. Стартерная аккумуляторная батарея
Если ваш аккумулятор уже не молод, и в теплое время иногда подводил вас - замените его, ведь на морозе его параметры ухудшатся еще больше. Если есть возможность, хорошим способом сохранить заряд в батарее будет хранение в теплом помещении. Также рекомендуется чаще производить полную зарядку батареи при помощи зарядного устройства. В зависимости от условий зимней эксплуатации, делать это необходимо раз в неделю или две.
Перед запуском двигателя дайте аккумулятору "прогреться", например, включите ближний свет на 30 секунд.
5. Охлаждающая жидкость (антифриз, тосол)
Запас по морозостойкости у охлаждающей жидкости также должен быть, но не переусердствуйте: большая концентрация антифриза может пагубно сказаться на резиновых шлангах системы охлаждения. Не скупитесь и замените охлаждающую жидкость, если в теплое время года вы частенько доливали воду, иначе трещины в головке блока цилиндров вам обеспечены, а это уже другая сумма. В большинстве случаев охлаждающая жидкость предлагается в готовом виде с морозостойкостью -40 °С, что для нашего региона является оптимальным.
6. Стеклоочистители и жидкость омывателей
Приготовьтесь постоянно отражать атаку грязи на ваши стекла. Грязь и растворы солей на наших дорогах готовы в миг забрызгать лобовое стекло вашего автомобиля до полной непроницаемости. Поэтому старые плохо выполняющие свои функции стеклоочистители меняем на новые. В зависимости от состояния меняются либо резиновые щетки, либо весь стеклоочиститель в сборе. Хорошую службу могут сослужить специальные "зимние" дворники. В них подвижные коромысла защищены чехлом, что препятствует их замерзанию и последующему плохому прижиму к стеклу. Также хороши бескорпусные стеклоочистители, в которых роль системы коромысел выполняет специальным образом изогнутая металлическая лента, но они недёшевы. Не лишней будет процедура отведения щеток от стекла на ночь. Имея пару коробок от спичек, подложите их под щеткодержатели, таким образом, не будут растягиваться их пружины.
Не экономьте и разводите концентрат меньшим количеством воды, чем это указано в инструкции. Таким образом, насос жидкости омывателя не выйдет из строя при резком похолодании, а при движении с большой скоростью, жидкость не будет замерзать прямо на лобовом стекле. Не забывайте, что в расчетах используется наименьшая температура, т.е. ночная. Указанная на упаковке морозостойкость - это температура, при которой жидкость начинает замерзать, при температуре на 5-10 градусов выше - гелеобразное состояние. Поэтому, для температуры -20 °C разведите концентрат по норме -30-35 °C.
Всегда возите с собой запас готовой к применению жидкости. Разведение концентрата со снегом или льдом при сильном морозе представляет определенную сложность.
7. Запотевание
Старайтесь не заносить на обуви снег в салон. Образовавшаяся влага, испаряясь, доставит вам много хлопот с запотевшими окнами. Для борьбы с запотеванием выключите режим рециркуляции воздуха внутри салона. Более сухой "забортный" воздух позволит избежать конденсации. Если ваш автомобиль оснащен кондиционером, включите его на несколько минут, он будет работать как осушитель воздуха.
Обработка внутренних поверхностей стекол аэрозольным антизапотевателем - очень сильно облегчит вашу борьбу с конденсацией влаги. При этом стекла задних дверей оставьте не обработанными, вся влага будет конденсироваться на них.
8. Топливо и бензобак
Старайтесь держать бензобак, как минимум наполовину заполненным. Это позволит вам избежать проблем с конденсацией влаги с последующим её замерзанием в топливопроводе. Тем более что это поможет утяжелить вашу машину, что положительно скажется на сцепных свойствах шин.
9. Ночные поездки и поломки
Если вы можете отказаться от ночной поездки в пользу дневной, сделайте это. Сделайте это не только по причине лучшей видимости, а для того, что если ваш автомобиль сломается на трассе, то днем получить помощь будет намного легче, чем ночью. К тому же неработающий двигатель лишает вас обогрева, что при сильных морозах может создать большую угрозу здоровью и жизни. Если же, из-за поломки, вы вынуждены остановиться, но двигатель работает, заводите его на небольшое время, только для того, чтобы нагреть салон. В неподвижной машине, с долгоработающим двигателем велик риск отравления угарным газом.
ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ:
1. Как приобрести навыки зимней езды?
Во многих городах существуют школы повышения водительского мастерства. Причем, даже летом в них можно получить необходимые теоретические знания по вождению в зимних условиях. Но всё-таки, лучше туда обратится, когда выпадет снег, и тогда сплав теории и практики позволит вам чувствовать себя уверенно на зимней дороге.
Если же школа, по какой-то причине вам недоступна, то просто выберите большой ровный участок без преград и автомобилей, и совершайте всевозможные "выкрутасы", для того чтобы "почувствовать" свой автомобиль на скользкой дороге. Значительно улучшит вашу практику, сидящий рядом наставник - опытный водитель.
2. Следует ли избегать при вождении зимой заднеприводных автомобилей?
Автомобили с приводом на заднюю ось, хотя и имеют особенности управления на скользком покрытии и некоторую склонность к заносу, но абсолютно не противопоказаны для езды зимой. Тем более что на современных авто установлены электронные системы контроля сцепления и устойчивости, которые исправляют многие ошибки водителя. Но всё-таки, желательно знать отличия в приемах вождения между переднеприводными и заднеприводными автомобилями.
3. Что нужно иметь в автомобиле в зимний период эксплуатации?
Помимо стандартных предметов: аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки, баллонного ключа, запасного колеса (докатки) и домкрата, в дальней дороге также могут пригодиться:
- спецодежда или дополнительный комплект верхней одежды;
- фонарь на батарейках (с подключением к прикуривателю);
- провода "прикуривания";
- скребок для стекла + щетка;
- восковые свечи и спички;
- средство связи (мобильный телефон, радиостанция и т.п.)
- мешок с песком (против проскальзывания)
- небольшая лопата;
- буксировочный трос;
- сигнальные огни;
- пища;
- напитки (не алкогольные).
4. Что делать если в дороге машину занесло снегом (вынесло с трассы)?
- Не покидайте свою машину до тех пор, пока не определите точно, где вы находитесь, и насколько далеко находится помощь.
- Для привлечения внимания включите аварийный фонарь или сигнальные огни, повесьте кусок яркой ткани на радио-антенну.
- Если выхлопная труба не забита снегом, заводите двигатель и прогревайте салон около 10 минут каждый час, либо в зависимости от количества топлива в баке.
- Для того чтобы не замерзнуть, наденьте дополнительную одежду или укройтесь одеялом.
- Слегка приоткройте одно окно. Сильный снегопад может заблокировать доступ воздуха в машину.